Фарфор история

«Фарфор должен быть голубым, как небо после дождя, блестящим, как зеркало, тонким, как бумага, звонким, как гонг, гладким и сияющим, как озеро в солнечный день». Такие характеристики дает этому уникальному продукту древняя китайская рукопись. Неудивительно, ведь именно Китай стал местом рождения королевской керамики.
Пройдите по ссылке Декорирование, чтобы узнать, куда обратиться в случае ремонта.
фарфор
Секретный рецепт
История фарфора насчитывает более трех тысяч лет. Тогда впервые китайские мастера путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка.

Но тайна изготовления китайского фарфора ревниво охранялась. В попытках разгадать секреты мастеров Востока купцы и путешественники в своих поездках в мельчайших подробностях описывали процесс изготовления фарфоровой посуды, но это не приближало их к разгадке «чуда из Поднебесной».

Несмотря на это, гончары Европы не сдавались, экспериментируя с различными видами почвы и химическими добавками, придумывая все новые технологии обжига. Попытки увенчались успехом лишь в 1707 году в Саксонии. Математик, философ и экспериментатор Эренфрид Чингауз вместе с юным алхимиком Иоганном Беттгером изобрели первый в Европе белый фарфор, материалом для которого послужила так называемая «шнорровская земля», которая в те времена использовалась для пудрения париков.

Это был каолин, добываемый в Саксонии повсеместно. Рядом с одним из таких месторождений в Мейсене король Саксонии Август Сильный распорядился построить завод, на котором до сих пор производится знаменитый на весь мир мейсенский фарфор. Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан художнику Херольдту, который придумал декор из кажущихся живыми цветов.

С 1727 года при нем работал скульптор Иоганн Готлиб Кирхнер, а с 1730 года мастер-модельер. В 1733 году место Кирхнера занял Иоганн Иоахим Кендлер, который на пути пластического оформления довел европейский фарфор до его собственного, независимого от других вида.

Помимо дорогой изысканной посуды мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо. Как правило, посуду расписывали изображениями зверей и птиц, портретами, бытовыми зарисовками, которые покоряли зрителей изысканной нежностью красок.

Но особенно удавались мейсенским мастерам «галантные празднества» — сиены, представлявшие утонченные развлечения аристократов. С 1744 года руководить фарфоровым заводом стал Камилло Марколини, при котором производство постепенно падает.

Французский фарфор
В 1745 году фарфоровая мануфактура была основана во Франции, в Венсенне. Она находилась в ведении синдиката во главе с Орри де Фюльви. Он сумел заручиться не только необходимыми привилегиями, но и финансовой поддержкой короля, который сам в 1753 году сделался пайщиком концерна.
фарфор
С этого времени мануфактура называлась «Королевская мануфактура французского фарфора». На место умершего Фюльви поступил талантливый химик Жан Элло, причем мастерские росписи и золочения были отданы в управление Башелье, тому, кто стал подлинным творцом французского фарфора.

В декоре главное внимание направлялось на краски фона. Самой известной и выдающейся была интенсивная подглазурная «королевская-синяя», изобретенная в 1749 году Элло. В 1756 году мануфактуру переводят в Севр, где фарфор, также как и в Венсенне, выделывается мягким, и лишь с открытием в Лиможе залежей каолина в 1769 году началось производство настоящего, твердого фарфора.

В 1759 году король принимает на себя всю финансовую ответственность за мануфактуру, рассчитав других пайщиков и оставшись единственным владельцем. Художественным руководителем предприятия назначили Башелье, руководителем отдела фигурной пластики — Этьенн Фальконе.

На заводе выпускались обеденные, кофейные, чайные и шоколадные сервизы, чайные коробочки и табакерки, чашки, настольные украшения и корзинки для фруктов, шкатулки для драгоценностей и швейные баночки, умывальные приборы, чернильницы, корпусы часов, вазы, и подсвечники.

Все декоративные элементы Севр позаимствовал из Венсенна, с разницей, что декор и красочная шкала в Севре была богаче и притязательнее. Возник красивый розовый фон под названием «розовый-помпадур». Эффект этих красочных фонов усиливался посредством позолоты и разноцветной росписи в незакрашенных полях, и что касается золоченых узоров, то изобретательский дар здесь был не истощим, к числу же самых любимых принадлежали «глаз куропатки» (зеленые или синие точечки на белом фоне одновременно с меленькими золотыми точками), тонко позолоченные сетчатые и «червчатые» узоры или круги из золоченых цветков.

В 1800 году руководитель завода Броньяр реорганизовал его и перевел исключительно на производство твердого фарфора. Этим кончается слава Севрской мануфактуры с ее мягким фарфором, который представляет коллекционерский интерес. В эпоху Наполеона Севр стал задавать тон европейской фарфоровой продукции. Мейсен и в особенности Вена в короткое время подчинились новому стилю ампир.

Формы посуды в этом стиле сводились к простым схемам. Подражая античной посуде, мастера покрывали поверхность слоем синей краски или позолотой. Декором чаще всего служила орнаментика по образцу помпейских узоров или Рафаэлевых фресок: головы или фигуры, похожих на камни в четырехугольных, овальных или многоугольных полях с бесчисленными вариантами окаймляющих узоров из завитков, картушей, рога изобилия и различных символов. В Севре этот стиль держался дольше, чем на других мануфактурах.

Фарфор в российской империи
Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре I — большом его ценителе. По его заданию русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене и потерпел неудачу. Несмотря на это, в 1724 году русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами, М. В. Ломоносовым и Р. Райзером, по представлению Петербургской Академии Наук и императорскому указу, был послан изучать производство фарфора. Обучался Д.И.Виноградов преимущественно в Саксонии, где и находились рукописные и плавильные заводы и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела.

Он пробыл за границей до 1744 года и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания «бергмейстера». Перед Виноградовым встала задача — самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и разработать технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора.

Более тысячи различных экспериментов было выполнено Д. И. Виноградовым за время его работы на, как ее тогда называли, «порцелиновой фабрике». Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы.

Весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому. В результате, был создан самобытный русский фарфор. Продукция первого периода, примерно до 1760 года, ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой с 1762 года наступил художественный подъем.

Восхищение французской культурой сказывается и на фарфоровом производстве: в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра. С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова.

Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тоном в различном сочетании с красным или светло-желтым.

Советский агитационный фарфор
Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 годах стал агитационный фарфор.
фарфор
На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации.

Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, тот против нас» и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент. Над созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным.

Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники — П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются высоким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестеренка.

Фарфор сегодня
Фарфор третьего тысячелетия – материал с высокой ударопрочностью, химической и термической стойкостью. Он применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких препаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и прочих предметов.
фарфор
Сегодня актуальна фарфоровая посуда с простыми незамысловатыми рисунками. Простота и естественность придают фарфоровой посуде особый шарм и изящество. Популярны всевозможные абстрактные и оптические орнаменты, авангардные мотивы.

В тренде — ассиметричная форма тарелок, блюд, чашек. Кроме того, в моде— фарфоровая посуда в стиле «кантри». Фарфоровая посуда в этом стиле отличается чуть приглушенной многоцветностью, натюрмортами, картинами деревенской жизни и сельскими мотивами.
Опубликовано Mediapanorama-dom.ru.

Читайте также:

Поделитесь этой записью

Онлайн журнал Медиапанорама-дом Чебоксары © 2024 Онлайн журнал для покупателей «Медиапанорама» Чебоксары. Все права защищены.